![](http://cs323822.userapi.com/v323822050/19a2/Kfl00Vj9CTs.jpg) |
Джон Сингер Сарджент — «Гвоздика, лилия, лилия, роза» («Китайские фонарики»), 1885 – 1886 Галерея Тейт, Лондон
«Я пытаюсь написать очаровательную сценку, которую наблюдал вчера вечером. Две маленькие девочки в сумерках, в саду, среди цветов, освещенных зажженными бумажными фонариками... Знаю, эта картина потребует много времени, но я не отступлюсь от задуманного», — так писал Сарджент в 1885 году.
Над этой картиной художник трудился действительно долго. Приступив к ее созданию осенью 1885 года, он закончил ее только осенью следующего года. Сарджент писал с натуры, ловя те короткие мгновения, когда только-только начавшие сгущаться сумерки ненадолго создают именно то освещение, которое художник стремился передать на своем полотне. Сарджент работал над «Фонариками» в деревне Бродвей, а позировали ему дочери художника-иллюстратора Фредерика Бернарда. Сложнее всего было писать, когда заканчивалось время цветения садовых цветов, — тогда приходилось выносить из дома лилии и розы, специально выращенные в горшках.
Хотя лица девочек слегка размыты разлитыми по саду сумерками, те места, где на них падает свет фонариков, написаны Сарджентом очень густо (в технике импасто). В целом картина создана в мягкой манере, коренным образом отличающейся от той бравурной гладкости, которая присуща многим парадным портретам Сарджента. Живое описание того, как работал Сарджент над произведением, оставил нам писатель Эдмунд Госсе: «Он отходил от мольберта, внимательно всматривался в освещенный светом китайских фонариков вечерний сад, а затем, подметив что-то важное для себя, немедленно бросался к холсту, чтобы нанести на него несколько мазков краски.» |