Пишет  Мольза:

Швеция настоящая и Швеция вымышленная


«Girl with Dragon Tattoo» — один из лучших бестселлеров последнего десятилетия и франшиза, которая делает моему разуму очень, очень хорошо.
Let's discuss it.
Вышло так, что все составляющие эпопеи «Millenium» не то что коснулись меня — врубились в мой торец галопом, улюлюкая и звеня бубенцами. В число составляющих входят: книги (три штуки), экранизации (четыре штуки), ведущие персонажи (две штуки), Руни Мара (единственная и неповторимая), «финчеровский» подход к делу и, конечно же, Швеция. Даже без оной в «Девушке» есть целая телега вещей, услаждающих мой в ногу раненый эстетический вкус, но — кого я обманываю.

Швеция и swedish lifestyle!

Итак, what's up?

Книги: «Мужчины, которые ненавидят женщин».



Как-то раз, во время игры в бесславных ублюдков, Вова влепил мне на лоб бумажку с надписью «Лисбет Саландер», и всё. Обрик-обрёк-обряк. Кто мог знать, что меня купит с потрохами скупая на эмоции, холодноватая книга без кружевных метафор?

Стиг Ларссон, автор трилогии «Millenium» — известный шведский журналист, ныне, к сожалению, покойный (скончался в возрасте 50-ти лет из-за проблем с сердцем), при жизни прославился своими исследованиями и статьями на тему шведского экстремизма, нацизма и феминизма. И здесь нужна серия ремарок.
Во-первых, у шведов в самом деле специфическое отношение к нацизму. Во время Второй Мировой войны шведское правительство поступило очень по-продумански и формально сохранило нейтралитет, при этом поддерживая Германию экономически и разделяя идеологию нацизма. Результат — Швеция относительно легко пережила военные и послевоенные годы, но сохранила целый букет фашистских пережитков. Главный «цветочек», националистическая партия «Sverigedemokraterna», сейчас растёт у них в парламенте.
Во-вторых, в Швеции (да и вообще в скандинавских странах) победил феминизм. Тчк.
Это не значит, что в Швеции не насилуют или не издеваются над женщинами, просто подобные преступления вызывают качественно иной резонанс среди общественности.

Ларссон-журналист был участником антифашистских организаций, очень много писал про феминизм и про преступления против женщин, и его «инсайдерские» знания закономерно выплеснулись в книги художественные. По-шведски первая книга называется «Män som hatar kvinnor», «Мужчины, которые ненавидят женщин» — damn right. В какой-то момент ты начинаешь ощущать, что перед тобой не просто беллетристика, а полноценное, развернутое исследование на вышеуказанную тему, в примерах и с картинками. Это всегда завораживает — смотреть, как хороший писатель вскакивает на свою hobby horse.
А Ларссон — хороший писатель, при том, что он ни на секунду не перестает быть журналистом. Докладывает по-журналюгски четко, дотошно и почти безэмоционально, «как сыскная собака». Мелочно, но ненавязчиво. В этом плане они с перфекционистом Финчером идеально подходят друг другу. Бесстрастная констатация фактов порой приводит к странному эффекту: читать в книге жуткую, подробно прописанную сцену изнасилования оказывается гораздо легче, чем смотреть ту же самую сцену, сыгранную в кино.
А что сюжет? Крепкий, сбалансированный сюжет, две параллельных линии, не перетягивающие друг на друга одеяло, изящная детективная интрига (в закрытой комнате, но сорок лет спустя) и плотный кумар хорошего триллера над всем этим структурным богатством. Лично мне хватило с головой, чтобы втянуться, а уж там я распробовала...

Вы даже себе не представляете, сколько там текста и картинок.


Ссылки: