читать дальшеВ 1999 году Сугата Митра был научным руководителем компании в Нью-Дели, которая обучает разработчиков программного обеспечения. Его офис был на границе трущоб, и однажды он решил поставить компьютер в угол стены, которая отделяет его здание от трущоб. Ему было любопытно увидеть, что бы стали делать дети, если бы он ни слова не сказал о предназначении этого компьютера. Он просто включил его и смотрел со стороны. К его удивлению, дети быстро поняли, как использовать устройство.
Спустя много лет, Митра стал более амбициозен. Для работы, опубликованной в 2011 году, он загрузил в компьютер материал по молекулярной биологии и установил его в деревне в южной Индии. Он выбрал небольшую группу детей от 10 до 14 лет и сказал, что в компьютере есть что-то интересное, и они могут взглянуть, что там. Ничего больше не сказав, он создал новую методику преподавания.
В следующие 75 дней дети поняли, как использовать компьютер и начали узнавать всё больше и больше. Когда Митра вернулся, он раздал детям тесты по молекулярной биологии. Приблизительно каждый четвертый ответ детей был правильным. Спустя еще 75 дней они уже могли ответить на все вопросы верно. "Если вы поставите компьютер перед детьми и уберете любые запреты взрослых, то они всегда соберутся вокруг него, как пчёлы собираются у цветов." - говорил Митра.
В данный момент, Митра — любимец технического мира. В начале 2013 года он выиграл грант в 1 миллион долларов во время конференции TED. Сейчас он утверждает семь "школ в облаках" - пять в Индии, две в Великобритании. В Индии большинство его школ являются однокомнатными зданиями. В них нет никаких учителей, никаких строгих правил, никакого разделения по возрастам - всего шесть компьютеров и женщина, следящая за безопасностью детей. Его правило просто - "Дети во главе всего."
Митра утверждает, что информационная революция позволила внедрить такие способы преподавания, которые были невозможны раньше. Школа будет полностью стеклянной, чтобы у любого прохожего была возможность заглянуть внутрь. А внутри дети объединяются в группы у компьютеров и изучают вещи, которые им интересны. Также он привлек группу британских учителей на пенсии, которые будут время от времени появляться на больших экранах через Skype и вдохновлять детей на развитие своих идей — этот процесс, думает Митра, будет вдохновлять их на учёбу. Он называет свою систему «Granny Cloud»: «Экраны будут огромными и висеть на нескольких стенах в зале. А в любой момент дети их могут отключить».
Работа Митры основывается в том числе на образовательных методиках времен Сократа. Такие теоретики, как Иоганн Генрих Песталоцци, Жан Пьяже и Мариа Монтессори всегда утвержадили, что ученики должны обучаться играя и следуя своим интересам и любопытству. Эйнштейн провел в 1890-х целый год в школе, вдохновленной трудами Иоганна Песталоцци, и, как утверждал он позднее, именно она дала ему свободу мысли, чтобы начать свои первые эксперементы по теории относительности. Основатели Google, Ларри Пейдж и Сергей Брин также утверждают, что манера преподавания Монтессори дала им дух независимости и креативности.В 2009 году ученые из Университета Луисвиля и Отдела изучения мозга и когнитивных наук Массачусетского Технологического Университета провели исследование 48 детей от 3 до 6 лет. Детям предоставили игрушку, которая умела крякать, отображать картинки и проигрывать музыку. Одной группе исследователь показал одну из многих функций игрушки и дал поиграть. Другой он ничего не сказал. Вторая группа обнаружила шесть возможностей игрушки; первая группа – всего лишь четыре. Похожее исследование в Университете Беркли продемонстрировало, что дети, которым не дали никаких инструкций, скорее всего найдут больше способов решения проблемы.